В подавляющем большинстве случаев (мы не будем рассматривать узкоспециализированные подшипники, изготавливаемые по индивидуальным заказам) по воспринимаемой нагрузке подшипники можно разделить на:
- радиальные (расчитаны только на радиальную нагрузку)
- радиально-упорные (рассчитаны на радиальную и осевую нагрузку, с преобладанием первой)
- упорно-радиальные (рассчитаны на осевую и радиальную нагрузку, с преобладанием первой)
- упорные (рассчитаны только на осевую нагрузку в одном направлении)
- с четырехточечным контактом (рассчитаны на радиальную и осевую нагрузку, направленную в любом направлении)
Распространение данный тип подшипников получил благодаря простоте своей конструкции, надежности в работе и нетребовательностью к особому техническому обслуживанию. Множество разновидностей позволяет использовать различные варианты установки, а огромный номенклатурный перечень, выпускаемый промышленностью, позволяет подобрать необходимый подшипник не только необходимым размерам и допустимой нагрузке, но и скорости вращения, допустимому перекосу и биению, температуре работы и даже по сроку эксплуатации до замены. В зависимости от конструкции могут быть как универсальными, так рассчитанными на повышенную нагрузку или частоту вращения наружной или внутренней обоймы, герметично закрытые (с заложенной пластичной смазкой) или с защитными шайбами, а так же с множеством других характеристик.
Отметим, что представленное на эскизе (как и на остальных на рис. 1) сечение шарикового подшипника использовано в виде примера, так как существует большое количество не только шариковых, но и роликовых подшипников различных конструкций, поэтому не нужно привязываться в определении типа подшипника к форме тела качения.
Упорные подшипники (эскиз 1.4, рис. 1) являются, можно сказать, противоположностью предыдущего типа и предназначены для работы с осевой нагрузкой, то есть с нагрузкой, направленной вдоль оси подшипника. В виде примера осевых нагрузок можно привести червячные пары, шпиндели сверлильных станков, подъемные устройства и множество регулируемых и поджимных устройства с вращающимися узлами (регуляторы ТНВД, клиренса, распределителей рулевого управления и т.д.). В большинстве случаев подшипники предназначены для работы с односторонней осевой нагрузкой, однако существуют двухрядные конструкции, рассчитанные на двухсторонне нагрузки.
Радиальные-упорные подшипники (эскиз 1.1, рис. 2), в наиболее простом варианте конструкции данных подшипников дорожки наружного и внутреннего кольца, в которых передвигаются шарики, смещены относительно друг друга - это позволяет воспринимать радиальные и осевые нагрузки, сохраняя большую частоту вращения. Одной из наиболее важных характеристик данного типа подшипников является угол контакта - это угол между линией соединяющей точки контакта шарика и дорожек качения, по которым нагрузка передается от одной дорожки на другую и линии перпендикулярной оси подшипника (на рис. 2 вы можете увидать графическое пояснение угла контакта в 40 градусов). С увеличением угла контакта у подшипника увеличивается способность к восприятию осевой нагрузки и уменьшается восприятие радиальной нагрузки. Наиболее популярные углы контакта в 12°, 26°, 30°, 36° и 40°.
Давайте сравним характеристики радиального (6217) и радиально-упорного (7217B) подшипника:
- частота вращения - 6217 (7500 об/мин) / 7217B (5300 об/мин)
- грузоподъемность - 6217 (97кН) / 7217B (102 кН)
- допустимая осевая нагрузка - 6217 (0,5 кН) / 7217B (2,7 кН)
В большинстве случаев данный тип подшипников представлен роликовыми подшипниками, поэтому их грузоподъемность заметно выше, однако при этом снижается максимальная допустимая скорость вращения – сравним характеристики радиально упорного (7217B) и упорно-радиального (30217) подшипников:
- допустимая скорость вращения - 7217B (5300 об/мин) / 30217 (3200 об/мин)
- максимальная грузоподъемность - 7217B (102 кН) / 30217 (176 кН)
- допустимая осевая нагрузка - 7217B (58 кН) / 30217 (122 кН)
- минимальная осевая нагрузка – 7217B (2,7 кН) / 30217 (13,4 кН)